Змий непознаваемого

Обложка книги

В человеке собрана та вселенная, которая достаточна, чтобы узнать о Вселенной вокруг него. Где в человеке существует эта вселенная? В психическом мозге. И надо идти теми тропинками, которыми он сам нас ведет, благодаря своим свойствам. Психические функции являются той самой «начинкой», вселенской «начинкой», благодаря которой мы вообще можем о чем-то говорить, благодаря чему мы как раз и стремимся познать эту вселенную и самих себя. Изучение мозга идет самим мозгом, который есть Вселенная вокруг нас. Внутреннее здесь инвертировано во внешнее, а внешнее — во внутреннее. В этом особенность нашей психики, нашего разума, нашего сознания, наших возможностей. Если мы посмотрим с точки зрения науки на то, что такое мозг, мы просто «утонем». Окажется, это бесконечно непознаваемая субстанция. Так же как и Вселенная вокруг — бесконечно непознаваемая субстанция. Мир не проще, чем мозг, которым мы мыслим и чувствуем. Мыслим же мы и чувствуем образами, а образы описываем в виде моделей. Сложные модели состоят из более простых, а простые и вовсе из примитивных заготовок. Таким образом, маршрут, по которому проходит анализ образа, предполагает разборку сложной конструкции до примитивных деталей. Правда, собрать сложную конструкцию из примитивных деталей труднее, чем разобрать. Траектории прямого и обратного путей не совпадают. В процессе анализа исчезает некая субстанция, «склеивающая» конструкцию. Ученые последовательно анализируют детали жизни, но синтезировать их в сложную конструкцию жизни не получается. Эта субстанция заключена в психическом мозге человека. Впрочем, а существует ли психический мозг? Психика — субстанция головного мозга, которая постоянно совершает открытия. Круг от открытия к открытию — это и есть наша психическая деятельность. Что же это за круг? Открытие порождает доверие. Доверие вырастает в веру. Вера вызывает знание. Знание ведет к опыту. А опыт может подарить новое открытие. Может подарить! Может подарить, конечно, но при условии, что узел знания не затянут слишком туго. Где-то нарушены основы понимания нашего естества, и узел затягивается, как петля на шее? Возможно. Основной парадокс психического мозга в том, что, будучи смертным, он способен обеспечить нам бессмертие, если эту способность удается разбудить. Если вселенная существует в нашем психическом мозге, то как она там отображается? Можно ли современными методами исследования определить ее характеристики? Какие свойства психики представлены в той Вселенной, которую мы видим вокруг, вглядываясь в ночное небо? Каким образом Вселенная изучает себя через человека? Как внутренняя вселенная узнает внешнюю? Заглянем в историю и посмотрим, какова основная идея развития человека с точки зрения ученых Древнего мира. Сфайрос — древнегреческие Небеса — область расположения духовных сущностей и Млечного Пути с неподвижными звездами. Первичная материализация духовно-смысловых предназначений жизни начинается с Млечного Пути и неподвижных звезд. Знания о человеке вырастают в Древнем мире оттуда. Млечный Путь — великий Змий, поедающий себя за хвост и тем познающий собственную субстанцию — где он в человеке? «Поедающий себя» есть не что иное, как «познающий себя», читающий самое себя как Текст. Можно ли это увидеть с помощью современных методов исследования?

Млечный Путь как некий мистический Текст Высшего Разума — это небесный дом человеческих душ, дом, куда отправляются ушедшие в небытие знания о земной жизни. В прямоугольной астрономической системе координат он выглядит так (рис. 4). Течение времени идет слева направо, Северный полюс мира наверху, в созвездии Малой Медведицы, Южный — внизу, в созвездии Октанта. На потолках египетских гробниц этот небесный дом охраняется небесными воинами. Отображен ли этот небесный дом в человеческом мозге, коли человек знает о нем по природе своей? Стержнем в структуризации картины мира является ось мира (мировая ось). Это важно. Относительно оси мира течет астрономическое время, вращается наша планета, рождается и умирает физическая жизнь. Актуализируем этот научный факт. Однако Млечный Путь рассматривался Древним миром не как физический объект, а как геометро-семантическая данность (или музыкально-математическая структура), с иной осью мира. И действительно, карта звездного неба — космическая мандала2, некий архетип человеческой мысли — представляет собой уникальное явление. Древний мир создавал эту карту небес, называя Солнце своим воплощенным Богом. А посему осью карты, воплощающей картину мира, была зодиакальная ось, а не мировая, как в наше время. Как бы могла выглядеть в Древнем мире зодиакальная карта небес с позиций нашего времени? (см. рис. 5).

2 Сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. Символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.

Здесь Млечный Путь искривляется иначе, а линия эклиптики3 — прямая. Время при этом сохраняется астрономическое. Однако, зодиакальное время идет иначе. Оно системно аритмично. Здесь Северный полюс зодиака в созвездии Дракона вверху, Южный полюс в созвездии Золотой Рыбы — внизу. Змий Млечного Пути изогнут. Мифологические картины небес не показаны, не обозначена и пасть Мирового Змия Являясь картой в подлинном смысле этого слова, то есть масштабнопространственной плоскостной моделью реального расположения космических объектов, она одновременно выполняла функцию духовного стержня мира. Актуализируем этот древний научно-мифологический факт, ибо там, на этой карте, появлялись созвездия мироздания с мифическими именами. Попытайтесь сами найти это… иначе, чем на астрономической карте. Пользуются ли такой картой современные астрологи? Но у зодиакального времени иные временные ритмы, которые здесь пока не будут рассматриваться. Отметим лишь, что в эти ритмы встраивается движение Луны. Это движение как бы «окукливает» эклиптику и обеспечивает особое дыхание ритмов нашей планеты. Мы путешествуем в этот мир, обращая взор к карте небес. Триединство Млечного Пути, Солнца и Луны для сфайрологии, раскрывающей музыку Вселенной, необычайно знаменательно. Ведь эта музыка для каждого из нас звучит по-своему, с индивидуальным гармоническим и мелодическим наполнением. Каждый узнает о ней и услышит ее в свое время.

3 Большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца. Проходит через 12 зодиакальных созвездий.

Рис. 5

С точки зрения китайской традиции небесные созвездия (сю) имеют иные имена, в лунном зодиакальном круге 28 созвездий разделены на четыре сектора. Если эклиптика дважды пересекает Млечный Путь, обыгрывая с ним ритмические тайны, то и Луна по-своему «окукливает» их союз. Млечный Путь — это не только текст, но и волновой пакет стабильной информации, некие стоячие волны, горизонт которых можно назвать паттерном. Кроме того, горизонт стоячих волн спрятан в нашем мозге. По мере изменения или эволюции контура горизонта изменяется или эволюционирует человек. Таким образом, контур Млечного Пути как первичная «генофондовая» эволюция разумного человека виден на звездном небе. Можно ли его расшифровать на современном этапе развития науки? Или в XXI веке рано решать этот вопрос? Природа Вселенной сформировала алгоритм управления своими объектами. Несет ли этот алгоритм вероятностную основу или «играет ли Бог в кости»? Содержит ли человеческий мозг возможности, чтобы познать данный алгоритм? Визуализация линий Млечного Пути предполагает, что место наблюдателя сосредоточено в некой точке, которая может быть названа как «Солнечная система», «планета Земля», «мозг исследователя», «точка развития познающей субстанции» (рис. 6). Для Галактики Солнечная система — точка. Назовем ее большой матрешкой. Для Солнечной системы планета Земля — точка. Назовем ее средней матрешкой. Для планеты Земля мозг исследователя — точка. Назовем его малой матрешкой. Мозг исследователя способен визуализировать в себе Млечный Путь Галактики. Возможно, точкой средоточия этой визуализации является материальная точка Ньютона? Современная научная мысль ориентирована на зрительную систему ощущений, восприятия и представлений о мире. Сюда входит и понятие точки. Наблюдатель и экспериментатор в первую очередь зряч. Он как бы должен видеть «точку», следить за ее движением, процессом формирования линий, поверхностей, объемов. Рис. 6 Земля Мозг Глаз Галактика Солнечная система

Физика предметного мира подчинила зрительному процессу и математическую дисциплину, геометрию волновых явлений, процессов и состояний. Система звуковых ощущений, восприятий и представлений современной научной мыслью не охвачена. Тем не менее информация, которую люди осваивают в окружающем мире, все больше и больше передается аудиальным методом. Этот метод захватывает в свои объятья интересы, ценности и стоимости жизненных сил человечества. Естественные науки в данном случае остаются в стороне. Уровни, на которых нами познается мир, я предлагаю поделить на четыре. Самый верхний, первый уровень — мир непознаваемого. Мы можем в это верить или не верить, но именно из него малыми каплями источается субстанция познаваемости. Она образует второй уровень — возможностей совершать открытия. Здесь озарения ума, нахождение неожиданного инструментария для проявлений ранее несуществовавшего явления, процесса или же состояния события в зримой, слышимой и осязаемой форме. Факт существования познаваемого события (явления, процесса, состояния) предполагает его неопознанность. Таким образом, формируется третий уровень — еще непознанного, но уже познаваемого. Здесь познаются свойства события, выстраивается модель сотворения или копирования структуры, усовершенствуется алгоритм управления моделью. Когда же событие полностью идентично своей модели, оно формирует четвертый уровень познанного, который можно назвать уровнем произвольно автоматизированных событий. Зачем я решил поделить структуру познания на четыре уровня? Чтобы сравнить Вселенную и мозг как две непознаваемые субстанции, которые «пишут текст» самого процесса познания посредством слоев, в которые оно попадает. Представим схематично то, о чем я говорю (рис. 7).

Рис. 7

«непознаваемое» (Вселенная)

«непознаваемое» (познающий Мозг) «познаваемое» (Человек)

«познаваемое» (Галактика) «познанное» (планета Земля)

«познанное» (планета Земля) «непознанное» (Биосфера)

«непознанное» (Солнечная система)

Берем лист бумаги. Первая часть схемы — в левой области листа. Проводим большой круг и пишем в нем: «Непознаваемое (Вселенная)». Затем в большом круге рисуем средний и пишем в нем: «Познаваемое (Галактика)». Далее в среднем круге чертим маленький и пишем в нем: «Непознанное (Солнечная система)». В маленьком круге ставим точку. Для точки делаем сноску и пишем: «Познанное (Земля)». Вторая часть схемы — в правой области листа. Рисуем большой круг и пишем в нем: «Познанное (Земля)». Чертим в большом круге средний и пишем в нем: «Непознанное (Биосфера)». Далее в среднем круге чертим маленький и пишем в нем: «Познаваемое (Человек)». В маленьком круге ставим точку. Для точки делаем сноску и пишем: «Непознаваемое (познающий Мозг)». Третья часть схемы здесь не обозначена. Возможно, она предполагает систему линий между первой и второй частями. Эти линии я бы назвал нитями мышления, образующими ткань научных открытий со времен Пифагора и до наших дней. От психического мозга до Вселенной — миг. От открытия к открытию. От одного озарения до озарения другого. Мозг конечен. По образу и подобию своему он и мыслит. Головной мозг человека содержит все структурные и смысловые характеристики существующей материи. Ухищрения психического мозга велики, и он содержит немало «темной материи», которая «играет в кости» с наукой и религией своим искусством хранить и раскрывать тайны. Возможно, пока не произойдут соответствующие открытия «темной материи» в мозге, не произойдет и осмысления законов распределения темной материи во Вселенной. Мы познаем только то, из чего состоим сами, как бы нам ни хотелось это отрицать, и знаем о мире, в котором живем, намного меньше, чем хотелось бы думать. Возможно, в каждом из нас сосуществуют все состояния материи, открытые на сегодняшний день. В нашем психическом мозге взаимодействуют силы, о которых мы даже не подозреваем. Вся физика — это физика мозга. Непостижимо? Так и хочется назвать это бредом, не так ли? Какие состояния материи нам известны? До недавнего времени это были четыре классических состояния — жидкое, твердое, газообразное и плазменное. Сегодня их как минимум двенадцать: твердое, жидкое, газообразное, аморфные тела, сверхкритические флюиды, вырожденное вещество, конденсат Бозе– Эйнштейна, металл Яна–Теллера, фотонная материя, неупорядоченная гипероднородность, струнно-сетевая жидкость, кварк-глюонная плазма. Все это пока не вписывается в физику психического мозга. Но только до тех пор, пока психический мозг не позволит открыть себя как субстанцию, познаваемую до определенных пределов. Физические пределы психики ограничены параметрами давления и температуры? Ведь жизнь, согласно современному взгляду, ограничена пределами атмосферного давления и температуры не выше 42 градусов по Цельсию. А так как психика есть свойство жизни, то и она ограничена данными параметрами физики. Древняя наука нам подсказывает, что человек может распознать себя не как семя Земли, а как Разум Небес. Млечный Путь настолько же далек от нас, насколько и близок. Тексты Высшего Разума спят в психическом мозге, и у человека есть возможность разбудить в себе способности их читать. Путь, по которому пролегает процесс пробуждения, весьма витиеват, с узлами и петлями. Но как интересен! Психический мозг своим искусством «играет в кости» с наукой и религией, поэтому через искусство можно рассмотреть и некоторые дороги, ведущие в Храм Знания. Кто соединял науку с искусством, как не Пифагор! Музыка сфер4 и по сей день покоряет умы и чувства человечества. А кто слышал музыку ту? И не является ли музыка сфер музыкой Млечного Пути? Согласно Пифагору, два языка, на которых пишутся тексты Высшего Разума, принадлежат, во-первых, математике — высшему абстрактному языку ума, а во-вторых, музыке — высшему абстрактному языку чувств. Пропорция между волнами космоса управляет миром, ибо музыкальный интервал подобно числу лежит в основе чтения текстов Вселенной, заложенных в человеке природой бытия. Учение Пифагора служило человечеству более 450 лет. Его духовная основа была главенствующей силой развития и эволюции человеческого сознания. Вслед за Пифагором вселенскую природу человека провозглашает Платон. Здесь астрономия и геометрия расширяют тропу в Храм Знания, помогают осознать диалектику отношений между земным и небесным в творении человеческого ума и тела. В человеке собрана та вселенная, которая не только достаточна, чтобы узнать о Вселенной вокруг него, но и необходима затем, чтобы найти в ней свое место. Необходимость и достаточность здесь.