Лекция 4. Струны человека

Два языка, на которых пишутся тексты Высшего Разума, согласно Пифагору, принадлежат математике – высшему абстрактному языку ума, – и музыке – высшему абстрактному языку чувств. Пропорция между волнами космоса управляет миром, ибо, согласно Пифагору, музыкальный интервал как число, лежит в основе чтения текстов Вселенной, заложенных в человеке природой бытия.

Учение Пифагора служило человечеству более 450-ти лет. Духовная основа его Учения была главенствующей силой развития и эволюции человеческого сознания. От психического мозга до Вселенной — миг. От открытия к открытию. От одного озарения до озарения другого. Без одухотворения никак. Наука Разума, обосновавшая современные естественные науки, была выброшена из академической среды точных наук за недостаточностью обоснований.

А Пифагор всё ещё пишет свои труды, минуя тысячелетия. И мы обратились к монохорду Пифагора, чтобы понять причину столь длительного влияния его учения на человечество и по сей день.

В действительности, все научные категории суть категории сознания, и в квантовой физике речь идет, в определенном смысле, только о психологии физиков, о гипотетическом пространстве, о мире «зазеркалья». Чтобы перейти в квантовый мир, нужен новый измерительный прибор, работающий на принципах одномоментного измерения как сигнальных, так и возбудимых свойств исследуемого объекта, т.е. он должен быть одновременно расположен как вне, так и внутри объекта, по отношению к которому измеряется процесс, акт конкретного движения. Пифагор предложил этот инструмент. Это монохорд. Он встроен в человеческое тело и создан человеческим сознанием.

В «музыкальном инструменте» нашего организма четыре «струны». Первая — «струна» физического тела. Она характеризует работу анатомического и физиологического аппарата организма, образно — свеча, которая горит. Вторая — «струна» пяти органов чувств. Она характеризует работу ощущений, восприятий и представлений,- образ блюда, в котором готовится пища под воздействием огня свечи.

Третья — «струна» мышления. Она характеризует работу трудовой деятельности, ремесла и творчества. Это личность, которая питается из блюда, как собственного, так и окружающих.

Четвертая — «струна» души. Она наблюдает за явлениями, процессами и состояниями, которые происходят с организмом человека, и, возможно,х катализирует или ингибирует жизнедеятельность по собственному усмотрению, иными словами, это мы сами, которых не знаем, отчего нередко заболеваем и выздоравливаем. В древние времена струну эту представляли так. Смотрим картинку.

Четвертая «струна» не борется за свое существование и звучит очень тихо (или даже молчит), ибо бессмертна, и в социуме ее востребуют редко. Однако именно четвертую «струну» востребуют другие души, формируя культуру состояний целых народов в истории бытия, но за пределами социума, словно в кельях монастырей с молитвенным пением.

С чего начинать прикосновение к очень тихо звучащей душе? С вибрации чувства, хотя душа — это не чувство? Тем не менее смех и рыдания — проявления вибраций души.

Как вибрирует чувство в выразительном искусстве? У скрипача — это вибрация пальца. У певца — вибрация голосовой щели.

У самого извлекаемого звука — это вибрация между диезом и бемолем, то есть «дыхание щели» между… Тексты или, скорее, песни души сокрыты в интонации нашей речи. Много незримых нитей возникает между душами, но интонации менее скрыты. Немало душевных интонаций скрывается и в биении наших сердец.

Если музыкальная теория нам позволяет объяснять душевные переживания с помощью «щелей» между знаками альтерации, то переживаемые образы в изобразительном искусстве посещают художника из незримых «щелей» мироздания.

Внутри той частоты, где происходит «дыхание щели», могут разворачиваться сложные интонационные события. И тот музыкант, который сможет вложить и передать свои душевные чувства посредством «щелей» между диезами и бемолями, будет более любим слушателями. Поиском «щелей» увлекались и в эпоху Пифагора.

Как опоры найдены три чистых интервала — квинта, кварта и октава. Монохорд строился Пифагором именно на этой основе. Монохорд Пифагора состоит из двух тетрахордов и представлен пределом, который назван чистой октавой. Первый тетрахорд занимает 3/4 целой струны и содержит предел, названный чистой квартой. Второй тетрахорд занимает 2/3 целой струны и содержит предел, названный чистой квинтой. А октава монохорда занимает 1/2 целой струны. Произведение тетрахордов равно их октаве, или 3/4*2/3 = 1/2.

Это трудно понять даже музыканту, если он не владеет теорией и струнным инструментом, таким как скрипка или виолончель. Фортепиано здесь не помощник, но именно этот клавишный инструмент необходим для дальнейшего объяснения материала. Поэтому нам понадобятся образы, доступные пониманию достаточно сложной структуры знаний, лежащей в основе пифагореизма.